Jump to content

Место новой специальности "Кибербезопасность" в высшем образовании

From Образование СП и КБ
Revision as of 16:24, 15 February 2025 by Admin (talk | contribs) (Created page with "Важность вопросов кибербезопасности, т.е. безопасности программно-аппаратных информационных систем, в современном мире трудно переоценить. Одним из отражений этого факта является то, что в начале 2021 года в номенклатуру научных специальностей, по которым при...")
(diff) ← Older revision | Latest revision (diff) | Newer revision → (diff)

Важность вопросов кибербезопасности, т.е. безопасности программно-аппаратных информационных систем, в современном мире трудно переоценить. Одним из отражений этого факта является то, что в начале 2021 года в номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени приказом Минобранауки была добавлена новая специальность 1.2.4 «Кибербезопасность» (Естественный науки/Компьютерные науки и информатика).

Паспорт новой специальности, помимо непосредственного описания научной области, содержит раздел «Смежные специальности», включающий следующие пункты:

  • 1.2.2. Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
  • 1.2.3. Теоретическая информатика, кибернетика
  • 2.3.6. Методы и системы защиты информации, информационная безопасность

На основе этого списка, а также основного раздела паспорта «Направления исследований» можно сделать вывод о том, что одной из базисных компонент новой специальности является системное программирование, т.е. для успешного обучения в аспирантуре по данному направлению крайне желательно изучать предметы, которые можно отнести к области «Системного программирования» во время учёбы в ВУЗе по программе бакалавриата/магистратуры или специалитета. К таким предметам можно отнести: операционные системы, структуры данных и алгоритмы, ассемблер и архитектура компьютера, формальные языки и компиляторы, распределённые системы, верификация ПО и т.д.

В тоже время, важно отметить, что целеполагание в рамках новой специальности значительно отличается от того, к чему традиционно готовят специалистов в ходе обучения по перечисленным предметам. В то же время целеполагание в данном случая — в большей степени не разработка, а глубокое понимание процессов функционирования с целью анализа и разработки, но не самих систем, а инструментария их мониторинга и анализа. Что гораздо ближе к традиционному направлению «Информационная безопасность». Дополнительно к предметам, перечисленным выше, и традиционно относимым к области «Системного программирования» для полноценного обучения по кибербезопасности необходимы как минимум: криптография, информационная безопасность и механизмы её обеспечения для разных классов систем, подходы к анализу кода, сетевые протоколы и подходы к их анализу, анализ социальных сетей (машинное обучение и алгоритмы на графах). С учётом вышесказанного, видится разумным начинать подготовку специалистов по новой специальности раньше, чем на этапе аспирантуры. Т.е. для тех студентов (и только для них), которые хотят выбрать данную образовательную траекторию нужно разработать программу магистратуры для подготовки по новой специальности. При это для тех, кто хочет разиваться именно по направлению классического системного программирования всё должно остаться как есть, с сохранением соответствующей существующей магистратуры. На рис. 1 приведено предполагаемое изменение распределения тематики преподаваемых дисциплин по этапам высшего образования.

Рис. 1. Предполагаемое изменение распределения тематики преподаваемых дисциплин по этапам высшего образования

Кроме вышесказанного необходимо принять во внимание, что помимо двухуровневой системы «бакалавриат-магистратура» существует одноуровневая система специалитета. Ещё важно учесть высокую потребность государства и рынка в специалистах по кибербезопасности и потенциальном механизме преодоления кадрового голода на основе ДПО. Таким образом, полная картина с учётом этих траекторий выглядит так, как представлено на рис. 2.

Рис. 2. Предполагаемое изменение распределения тематики преподаваемых дисциплин по этапам высшего и дополнительного образования